27 февраля 2020

Летняя экскурсия, или Ромашки в Крыму

Ливадия. Часть четвёртая

Подробный рассказ Алёны про историю Ливадийского Дворца – замечательного шедевра архитектуры, заполнили часть пробелов в образовании. Всего какой-то час пути, и вот, мы уже на территории музея-заповедника. Ливадийский дворец занял своё особое место в гористой местности. Он словно белоснежная жемчужина среди гористой растительности Крыма.

Солнце уже почти в зените и безжалостно жжётся даже через окна в автобусе. «Ромашки» спешно высадились, направившись, ведомые гидом, к главному входу в здание из беловатого торжественного камня. Главный вход в здание находится справа от центрального ансамбля с лестницами, спускающимися в разные стороны.

Большой вентилятор с распылителем возле рамки у входа на охраняемую территорию щедро орошал толпящихся возле дворца туристов. Тем, кто повыше ростом или поближе к рамке, доставался спасительный влажный ветерок в полуденную жару, ну, а те, до кого не доставал своим  магическим воздействием чудо-прибор, прятались в тени большого солнечного зонта. Собравшись у рамки металлоискателя и держа в руках «ромашковые пропуска» ( загодя врученные нашим экскурсоводом), мы выжидали остаток минут до начала полуторачасовой экскурсии. Время от времени, получая свою порцию влаги от распылителя, я старался держаться поближе к входу, подставляя солнцу менее опожаренную часть себя, не желая получить солнечный ожог. Ливадийский дворец — это лишь второе место нашего группового посещения, поэтому меньше всего хотелось бы получить переизбыток ультрафиолета в самом разгаре экскурсии.

Вся наша группа, включая и нас с Ирой и Егором — не смотря на сомнительный отдых в автобусе ночью, всё ещё была полна энергией, оптимизмом и, что самое главное — любопытством. Выждав время и обменяв наши пропуска на посещение дворца, послушной публикой занимаем полукруговую позицию у входа. Перед нами возникла женщина-гид в гарнитуре с напоясным динамиком. Насколько мне хватило прыти, я быстро вытягиваю телескопическую ручку с мини-камерой на конце и включаю видео на запись. С моей выгодной позиции (оставаясь чуть позади основной группы) есть возможность не только послушать начало рассказа, но и записать всё происходящее на «цифру».

Условлюсь сразу, что моё повествование ни в коем разе не претендует на лавры гида-профессионала, и уж тем более не направлено на то, чтоб тягаться в красноречии с профессиональным рассказчиком, сопровождавшим нашу группу во дворце. Поскольку отнимать хлеб у профессиональных гидов я не намерен, а молчать, собственно, и не зарекался, то вкратце опишу лишь то, от чего я пришел в персональный восторг. Итак.
Сказочное великолепие этого величественного здания выполнено из белого полированного «инкермана» (камень известковой породы для лицевой отделки). Первоначальное чувство — это полный восторг, который сложно выразить словами.

Восклицательные охи, вздохи и краткие эпитеты и внутри дворца, и снаружи  — не редкость. На входе с правой стороны здания два огромных каменных льва несут бессменную вековую службу и, как прежде, стерегут дворец от злых духов и непрошенных гостей (слова экскурсовода).

Мне снова повезло. Я в этом месте уже третий раз. Первые два раза были по молодости, набегами, и в большей степени — заканчивались внешним осмотром парка и придворцовой территории. В этот раз всё оказалось более полноценным — и сама экскурсия во дворец, и информация. Констатирую: у человека имеется возраст зрелости, когда всё воспринимается гораздо целостнее, и он точно — не в двадцать лет. Проход по залам Ливадийского дворца, где витает дух российской государственности различных времён, и где решались судьбы целых стран в недавнем прошлом —  не идёт в сравнение с другими дворцами. Тому, кто ни разу не был в этом месте, думаю, сказать будет не лишним, что в этом дворце вы не увидите: ни золотых убранств, ни вычурной роскоши, как во многих дворцах в Санкт-Петербурге или в Москве. Резиденция для отдыха в большей степени царской семьи Николая II никогда не выделялась каким-то особым изыском. Основная особенность внутренней отделки различных помещений, будь то: столовая, спальня или же кабинет для приёмов – сдержанность в стиле и практичность. В целом, само здание, включающее в себя и внутренние открытые дворики с колоннами в римском стиле в светлых тонах – несомненный шедевр архитектуры двадцатого века. Современный дворец, который мы привыкли видеть и на фотографиях, и визуально — не имеет ничего общего с тем зданием, которой было построено тут ещё в  восемнадцатом веке при Александре II. Деревянные постройки не дожили до нашего времени, подверженные естественному разрушению, а замечательный ансамбль, спроектированный архитектором Красновым в стиле итальянского неоклассицизма, был выстроен заново и до сих пор радует глаз посетителей. Разграбленный в годы революции в России немцами, был переоборудован в туберкулёзный санаторий победившими в борьбе за власть большевиками (из рассказа экскурсовода).

Опуская все эпитеты, с достоверностью могу подтвердить, что воздух в Ливадии особенный. Недаром сам Антон Павлович Чехов, оставаясь эскулапом до конца своих дней, верил в целительный воздух в Ялте. Продав личное имение в Мелихове после смерти отца, он покупает участок земли в этом красивейшем уголке Крыма, нежно называя вид с купленного им клочка земли рахат-лукумом (восточная сладость). Историческое место, что уж тут говорить! Даже сам Сталин, после окончания Ялтинской конференции, любил бывать в летней резиденции царей в Ливадийском дворце.  Тут он бывал не только в качестве хозяина, принимая делегации, но попросту используя это место, как правительственную дачу.

В самом конце экскурсии нас ждал неожиданный, но очень приятный сюрприз. В последнем зале (гостиной) для нашей многочисленной группы спел пару песен замечательный мужской хор-капелла «Благовест».

Акустика, скажу я вам, не хуже, чем в колонном зале Дома Союзов. Чистое разноголосое пение, отражаясь от стен, убегало в открытое окно в летний закрытый дворик с колоннами, возвращаясь акустическим дополнением к исполняемой музыке. По-другому и не назовёшь! Музыка души и сердца без аккомпанемента, как чистой воды огранённый бриллиант без оправы и в лучах света. Еще один восторг!

Если уж говорить о самом дворце, то прямого доступа к морю у него нет. Извилистые тропы, изрезавшие гору Могаби, на которой расположен сам дворец, утопают в зелени ливанских и гималайских кедров, кипарисов, ясеней и клематисов. На солнечном пятачке перед дворцом растут пальмы и различные по размеру газоны, обрамленные цветущими почти круглогодично розами.

Отпустив с благодарностями нашего гида, мне захотелось пробежаться по близлежащей территории. Вспоминая известный всем советским людям фильм «Собака на сене», осталось только отыскать известную беседку, где Боярский подавал руку с плащом Тереховой.

Отпочковавшись от основной группы, по «солнечной тропе» спустились в придворцовый парк. Очень жарко. Не спасает даже многочисленная зелень парка.  Немного поплутав в памяти и на местности, мы всё же нашли и сбегающую ступенями вниз перголу, ведущую к фонтану, в котором когда-то всё же была водичка. К сожалению, большая часть фонтана не сохранилась (осталась только расколотая нижняя чаша). Немного расстроились. Заблудиться вдали от здания и туристических групп у нас так и не получилось, поскольку из дворца из всех трансляторов не смолкая звучит классическая музыка. Нужно отметить, что протяжённость «солнечной тропы» — семь километров. В молодости я прошёл её почти до конца, но, не дойдя до конца конечной точки, гонимый сумерками, вернулся назад к дворцу. Тропа, по большей части, горная, и прогулки в тёмное время по ней не совсем безопасны.

Полтора часа, отведённые на всю экскурсию вкупе с личным временем на территории, показались лишь минутами. Выпиты все запасы взятой с собой бутылизированной воды. Переходя в тенистые стороны дорожек — благо, тени достаточно (спасибо архитекторам и озеленителям), мы добрели до своего транспорта. Икроножные мышцы, если бы умели говорить, возмущались бы не хуже брюзжащих старушек во дворах дома. Выпитая вода в желудке на двадцать минут приглушила чувство голода. У автобуса ждём отставших и подуставших пожилых участников нашей группы. «Ромашки» снова в сборе. Выждав несколько минут, Алёна трубит очередные сборы. Заползаем поочерёдно через высокую подножку лайнера внутрь и плюхаемся в долгожданные кресла. Через час нам предстоит ещё один марш-бросок. На этот раз —  всё в том же Ялтинском районе, и это будет венец наших духовных кристаллов и физических мытарств – высокогорное гнёздышко.

продолжение в следующей части…



Евгений Мирс

Опубликовано 27.02.2020 Евгений Мирс в категории "Рассказы и повести

2 COMMENTS :

  1. АватарBy Juliana-pantera on

    Хор «Благовест» бесподобен. Слушала его в другом месте под сводами храма. В Ялте была проездом, ливадийский дворец так и не посмотрела, к сожалению.
    Спасибо, Евгений, удалось представить.

  2. АватарBy Natali on

    Ощущаю вместе с автором и жгучие солнечные лучи,и восторг от великолепия дворцового ансамбля. С восхищением вслушиваюсь в чистое многоголосие «Благовеста» (спасибо за аудиозапись , прослушанную ранее на Бригантине). Солидарно испытываю и жажду, и «старушечье брюзжание» икроножных мышц к концу повествования… Путешествие продолжается!))

Добавить комментарий